Получение образования детьми с ОВЗ

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008

  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования
  • всемирная программа действий в отношении инвалидов
  • Декларация прав ребенка
  • Конвенция о правах инвалидов
  • Об основных гарантиях прав ребенка в РФ
  • Получение образования гражданами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

    Прежний Закон подразумевал под гражданином с ОВЗ человека, имеющего недостатки в физическом и (или) психическом развитии (часть 6 статьи 5). Закон предписывал государству создавать условия:
    1. для получения гражданами с ОВЗ образования,
    2. для коррекции нарушений развития и социальной адаптации таких граждан на основе специальных педагогических подходов.
    Закон 273-ФЗ предлагает более аккуратную формулировку. Под обучающимся с ОВЗ он понимает физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Соответственно, и указания нового Закона в отношении образовательных гарантий лиц с ОВЗ стали более четкими: согласно п. 1 части 5 статьи 5 федеральными государственными органами, ОГВС РФ и органами МСУ создаются необходимые условия:
    1. для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ,
    2. для коррекции нарушений развития и социальной адаптации лиц с ОВЗ,
    3. для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия.
    Эти условия должны в максимальной степени способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию лиц с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования (определение инклюзивного образования является новеллой законодательства). Закон 273-ФЗ понимает под ним обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Вероятно, более подробно содержание этого термина в Законе раскрывается положениями о том, что
    1. находящиеся в организациях для детей-сирот, или организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают образование в указанных организациях, только если его получение не может быть организовано в общеобразовательных организациях;
    2. дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, то есть таким детям дают шанс проявить себя в традиционной школе. Полагаем, это специальное правило, по умолчанию содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой. Профессиональные образовательные программы адаптируются для обучения лиц с ОВЗ только при необходимости;
    3. образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и совместно с другими обучающимися (отметим, что новый Закон содержит и норму, по которой общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, а именно специальные программы, методы обучения и воспитания, специальные учебники и пособия, техсредства, услуги ассистента (помощника), обеспечение доступа в здания и другие, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ);
    4. профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ.
    Прежний Закон, напротив, подразумевал, по умолчанию, раздельное обучение граждан с ОВЗ и «обычных» обучающихся, и по разным программам: так, органам в сфере управления образования предписывалось создавать для граждан с ОВЗ специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие и лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Разумеется, направление в такие ОУ было возможно только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с ОВЗ, по Закону 3266-1, должны быть разработаны на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников; при этом специально не оговаривалось право ребенка/его родителя отказаться от обучения по такой облегченной программе. Что же касается профессионального образования, то прежний Закон предусматривал, что профессиональные образовательные программы в том числе для обучающихся, воспитанников с ОВЗ реализуются в специальных (коррекционных) ОУ профобразования для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
    Прежний Закон «Об образовании» предполагал, помимо уже упомянутых, следующие меры, направленные на получение образования гражданами с ОВЗ:
    1. возможность установления специальных ФГОС для обучающихся с ОВЗ (например, ФГОС СПО по специальности 060502 Медицинский массаж (для обучения лиц с ОВЗ по зрению), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 2 марта 2011 г. N 1332). Новый Закон обязывает соответствующие органы к установлению таких ФГОС или включении специальных требований в ФГТ.
    1. возможность установления специальной формы ГИА для обучающихся с ОВЗ (и согласно Приказу Минобразования от 28 ноября 2008 г. N 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения ГИА обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования» для обучающихся с ОВЗ, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, ГИА проводится в форме государственного выпускного экзамена, а по желанию выпускников — в форме ЕГЭ, допускается сочетание обеих форм ГИА; установлен Порядок проведения выпускного экзамена обучающихся с ОВЗ — см. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 марта 2009 г. N 70). Новый Закон содержит аналогичное правило.
    2. установление особенностей проведения вступительных испытаний для граждан с ОВЗ при приеме в ОУ (такие особенности установлены Приказом Минобрнауки РФ от 28 декабря 2011 г. N 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в ОУ ВПО», Приказом Минобрнауки РФ от 15 января 2009 г. N 4 «Об утверждении Порядка приема в имеющие госаккредитацию ОУ СПО». Новый Закон содержит аналогичную норму.
    Новый Закон более подробно регламентирует права лиц с ОВЗ в сфере образования. Помимо уже упомянутых гарантий и преимуществ, правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ характеризуется следующим:
    1. к обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания
    2. педработники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями
    3. особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Минобрнауки РФ совместно с Минтрудом РФ)
    4. обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
    5. ОГВС РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими школьного образования
    6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ)
    7. Государство обеспечивает подготовку педработников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность
    8. нормативы, в соответствии с которыми рассчитываются и предоставляются субвенции (местным бюджетам) и субсидии на возмещение затрат (частным образовательным организациям), а также нормативные затраты на оказание госуслуг (муниципальных услуг) в сфере образования, определяются с учетом специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ.
    Следует упомянуть также, что в соответствии с частью 2 ст. 52.1 прежнего Закона «Об образовании» за содержание детей с ОВЗ (за присмотр и уход за такими детьми), посещающих дошкольные ГОУ и МОУ, родительская плата не взималась. Новый Закон предусматривает освобождение от родительской платы лишь за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
    Отметим, что статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Процедура (порядок, условия, орган) признания человека инвалидом и лицом с ОВЗ — различна, различны и цели установления такого статуса. Вообще, и прежний, и новый законы учитывают разницу между понятиями «лицо с ОВЗ» и «инвалид». Оба термина упоминаются в текстах Законов, но инвалидам и обучающимся с ОВЗ предоставляются разные меры поддержки. Например, согласно части 1 статьи 79 нового Закона, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в соответствии с частью 11 ст. 79 бесплатное предоставление специальных учебников, пособий и услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков является расходным обязательством субъекта РФ, если оказывается лицу с ОВЗ, и расходным обязательством РФ, если предоставление оказывается инвалиду, обучающемуся за счет бюджета РФ.
    Дополнительные гарантии инвалидам в реализации их права на образование установлены статьей 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Закон 3266-1 предусматривал такие меры, как прием в образовательное учреждение вне конкурса детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, которым не противопоказано обучение (при условии успешного прохождения вступительных испытаний) и право неоднократно получать бесплатное профобразование по направлению службы занятости, в случае инвалидности. Новый Закон также предполагает льготный порядок приема инвалидов на обучение в образовательную организацию высшего образования по программам бакалавриата и специалитета в пределах квоты, которая не может быть менее 10% контрольных цифр приема, причем данная льгота распространяется также на инвалидов с детства и инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. Что же касается права неоднократно получать бесплатное профобразование, то новый Закон содержит лишь отсылочную норму, которая позволит инвалиду получить бесплатное образование повторно лишь при условии, что это будет специально предусмотрено федеральным законом. В настоящее время закон 181-фз предусматривает такую гарантию трудовой занятости инвалидов, как организация обучения инвалидов новым профессиям (пункт 7 статьи 20). Помимо означенных льгот, новый Закон об образовании предусматривает и следующие:
    1. назначение государственной социальной стипендии студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы
    2. законодательное закрепление права детей-инвалидов на обучение на дому или в медицинской организации. Основанием для организации такого обучения являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) в образовательную организацию. Порядок регламентации организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому должен и порядок оформления соответствующих отношений определяется НПА субъекта РФ.
    3. возможность установления специальной формы ГИА для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования
    4. право детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, и инвалидов войны на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджета
    5. бесплатное предоставление специальных учебников, пособий и услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *